Жесты
Люди взаимодействуют с устройством iOS, используя жесты на сенсорном экране. Эти жесты вызывают тесную связь с контентом и усиливают ощущение прямого управления экранными объектами.

Используйте стандартные жесты. Люди уже знакомы со стандартными жестами и не хотят, чтобы их заставляли учиться различным способам делать одно и то же. В играх и других погружающих приложениях пользовательские жесты могут стать частью нового опыта. В других приложениях лучше всего использовать стандартные жесты, так как не требуется дополнительных усилий для их обнаружения или запоминания.

Избегайте использования стандартных жестов для выполнения нестандартных действий. Если ваше приложение не является игрой, переопределение значения стандартных жестов приводит к путанице и сложности.

Избегайте вмешательства в общесистемные жесты на краях экрана. В зависимости от устройства жесты экрана обеспечивают доступ к главному экрану, переключателю приложений, центру уведомлений, центру управления и док-станции. Люди полагаются на эти жесты, чтобы работать в каждом приложении. В редких случаях погружающие приложения, такие как игры, могут иметь требования к пользовательским жестам у края экрана, которые имеют приоритет над жестами системы: первое нажатие вызывает жест, специфичный для приложения, а второе - системный. Такое поведение (известное как защита границ) должно быть реализовано экономно, так как затрудняет доступ людей к действиям системного уровня. Инструкции для разработчиков см. в разделе PreScreenEdgesDeferringSystemGestures () метод объекта UIViewController.

Предлагайте сочетания жестов, чтобы дополнять, а не заменять интерфейсную навигацию и действия. По возможности предлагайте простой, наглядный способ навигации или выполнения действий, даже если это означает одно или два дополнительных касания. Многие системные приложения включают в себя панель навигации, которая обеспечивает четкое нажатие кнопки возврата к предыдущему экрану. Однако пользователи могут перемещаться назад, проводя по краям экрана. На iPad можно выйти на главный экран, нажав кнопку «Домой» или с помощью жеста нажатия четырьмя пальцами.

Используйте жесты несколькими пальцами, чтобы улучшить работу некоторых приложений. Хоть и жесты, использующие несколько пальцев одновременно, не подходят для каждого приложения, они могут обогатить опыт некоторых приложений, таких как игры и приложения для рисования. Например, игра может включать несколько экранных элементов управления, таких как: джойстик, кнопки включения, ркаботающие одновременно.

Руководство разработчика см. В разделе UIGestureRecognizer.
Стандартные Жесты
Пользователи хотят, чтобы следующие стандартные жесты работали одинаково во всей системе, в каждом приложении.

(все видео по ссылке https://developer.apple.com/design/human-interface-guidelines/ios/user-interaction/gestures/)

Нажатие (tap). Активирует элемент управления или выбирает элемент.

Перетаскивание. Перемещает элемент из стороны в сторону или перетаскивает его по экрану.

Быстрое проведение пальцем в бок. Быстрая прокрутка.

Проведение пальцем в бок до конца экрана. При выполнении одним пальцем возвращает к предыдущему экрану, открывает скрытый вид в контроллере разделенного вида, открывает кнопку «Удалить» в строке табличного представления или показывает действия в режиме просмотра. Когда выполняется четырьмя пальцами на iPad, то переключает приложения.

Двойное нажатие. Увеличивает и центрирует контент, изображение или уменьшает масштаб, если он уже увеличен.

Сжатие двумя пальцами. Увеличивает экран при сжатии наружу, уменьшает при сжатии внутрь.

Нажатие и удержание. При выполнении в редактируемом или выбираемом тексте отображает увеличенный вид для позиционирования курсора. При выполнении в определенных представлениях (коллекций), входит в режим, позволяющий переставлять элементы.

Трясти. Инициирует отмену или повтор.

Поворот. Поворот изображения или просмотра.